ПРЕОДОЛЕТЬ КАТАСТРОФУ В СОЗНАНИИ.
Преамбула Устава ЮНЕСКО гласит: "Мысли о войне возникают
в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять
идею защиты мира". Аналогично, преодолеть экологическую
катастрофу возможно лишь, преодолев ее в своем сознании.
Если хочешь, чтобы изменился мир вокруг тебя - прежде всего,
изменись сам.
Человеческое сознание формируется с детства и это очень
длительный процесс. Но если мы будем ждать, когда вырастет
новое поколение, мы этой цели никогда не достигнем, так как
дети берут пример с родителей, а дурные примеры заразительны. У взрослых же сознание обросло паутиной предрассудков, и нужно ломать сложившиеся стереотипы, "перетрахивать", как говаривал персонаж Хазанова, косное мышление, чтобы освежить его, вытряхнуть накопившиеся пыль и мусор вредных традиций, заставить думать иначе. Труднее всего преодолеть инерцию человеческого мышления, и нужны очень сильнодействующие, порой весьма горькие средства, чтобы побороть леность ума и групповой эгоизм, сформировать экологическое, ноосферное мышление. Люди на удивление равнодушны к плакатам, статьям в прессе, передачам по TV и другим средствам пропаганды такого рода. Большинство из них удается заинтересовать лишь в непосредственной беседе. Нынешняя наука экология - как монотонная песня, она не пробуждает сознания, не волнует, не задевает за живое. Нужно говорить об экологии по- другому, языком образов, языком сердца, а не ума. Потому что, когда ум становится хозяином человека, он превращается в биоробота. Даже ученым очень трудно решать сложные вопросы умозрительно, без средств
образного представления. Ведь даже очень простую теорему
человек не способен воспринять на слух, нужен зрительный
образ, а значит, изображение (рисунок, график и т. п.).
Без средств зрительного представления информации
интеллектуальные возможности снижаются принципиально,
качественно. "Мозговой центр США"- корпорация "Рэнд"-
считала одним из своих главных достижений разработку
технических средств (досок, карт, проекторов и т. п.) для
визуального представления информации политикам. В результате
в 70-е годы "даже генералы и сенаторы" стали понимать сложные
вещи. Ну а рядовые обыватели, в большинстве своем
озабоченные вопросом "как бы выжить", передовиц и научных
статей не читают, и вопросами, не входящими в обыденных
повседневных представлений не интересуются. Как же
достучаться до этого молчаливого большинства?
Две вещи более всего притягивают людей: смех и грех.
Смех - грозное оружие, значение которого в экологическом
воспитании пока недооценивается.
Между тем, наибольшее влияние на массовое сознание оказывают
карикатуры, комиксы, анекдоты, экологические фельетоны,
экологические выставки, театрализованные представления
(в том числе экосуды) и т. п.
Ну а что касается греха, то известный писатель Т.Каипбергенов
сказал, что "Арал - наш грех перед Аллахом". Ну а за грехом
неминуемо следует расплата, то есть кара.
В этой связи уместно задаться вопросом: а
правильно ли мы ставим ударение в слове Каракалпакия?
Ведь наиболее тяжкая кара за этот общий грех обрушилась
именно на этот эпицентр Аральской катастрофы. А вторая часть
слова недвусмысленно намекает на то, что этот дружелюбный,
бесхитростный народ, как говорится, околпачили, или попросту
обманули. Сладку ягоду рвали вместе, насилуя природу под
девизом "Больше хлопка - богаче Родина", а горьку ягоду
теперь дескать, жрите сами. И вот ведь парадокс: на весь мир
с высоких трибун трубят об Аральской катастрофе, а ни одной
жертвы этой катастрофы до сих пор официально не признано.
А раз нет жертв - нет и катастрофы, а только мелкое дорожное
происшествие на Великом Шелковом Пути.
Когда наш земляк Чарджоу Абдиров был председателем Комитета
по экологии, велась работа по экологическому районированию
и был реальный шанс получения Каракалпакстаном или хотя бы
примыкающим к Аралу районам статуса зоны экологического
бедствия. Но он умер - и все заглохло. Нет человека - нет
проблемы, а остальным наплевать. Пассивность людей вызвана
у одних - страхом перед власть имущими, у других -
отсутствием правдивой информации об условиях жизни и
окружающей среде.
Яркий пример - визит советника посольства США Г-на Соренсона
в КК филиал Академии Наук. Он тогда посетовал, что трудно
стало получать экологическую информацию, а в ответ
последовали заверения чиновников и некоторых ученых, что
"у нас нет никакой экологии". Оказывается, вся проблема была
в том, что в Туямуюнском водохранилище был 7-ми метровый
слой соли ( и кладбище впридачу), эту соль промыло, и теперь
у нас и вода хорошая, и почвы плодородные, и вообще, "все
хорошо, прекрасная маркиза- дела идут, и жизнь легка".
(неясно только, куда смыло трупы с кладбища). И это при том,
что здесь почти поголовная анемия, средняя продолжительность
жизни 39 лет - почти как в каменном веке. В свете заявления
Президента на выставке во Франции, что "Нукус находится в
эпицентре Аральской экологической катастрофы "- такие
]демарши местных чиновников попахивают саботажем
демократических реформ.
Театр абсурда, или Аральская трагедия.
Кстати, слово "трагедия" по древнегречески означает
"козлиная песнь". И сколько бы мы не твердили "Мы не козлы,
козлы - не мы" - эти заклинания не могут опровергнуть того
факта, что "козлами отпущения" стали жители низовьев
Амударьи, и еще долго ими будут, пока не будет преодолена
катастрофа в общественном сознании.
Кара Мурза в газете "Завтра" дает такое определение
катастрофы как хаоса: "Пожар в доме - это не катастрофа, а
кризис. Хаос локализован, он - в горящих конструкциях дома,
а люди орудуют топором, тащат ведра с водой, выносят вещи.
Части целого соизмеримы друг с другом, это- порядок, хотя и
чрезвычайный. Мы видим катастрофу, когда в доме пожар, а
семья садится за стол справлять именины. Чихают от дыма,
моргают слезящимися глазами, но делают вид, что ничего не
случилось. В таком доме мы и живем". Впечатление общего
негласно уговоренного абсурда, при котором средний человек
теряет почву под ногами и замыкается в своей скорлупе,
внушает страх. " Скоро все мы отд'охнем"- говорят в народе.
Даже частушка такая появилась:
"Это мелкие печали,
Был похуже беспредел-
Одного вообще распяли,
Он терпел, и нам велел".
Выход, на мой взгляд, подсказывает пособие для
некоммерческих организаций "Путь к успеху", в котором
рассказывается об истории успеха Череповецкого зкологического
клуба. Члены клуба довольно быстро поняли: заниматься
экологией, не вмешиваясь в принятие политических и
экономических решений - бессмысленно. Поэтому активно
участвовали в избирательной кампании. Три члена клуба стали
депутатами облсовета, 9- горсовета (все - в комиссиях по
экологии). Комитеты стали тщательно проводить экспертизу
проектов строительства и реконструкции, многие проекты
отклонялись. Средства экофондов распределяли депутаты.
Благодаря клубу люди, живущие в городе, стали осознавать,
что без их участия ничего не изменится. В клуб стали
обращаться массы людей, он стал своего рода центром
общественной жизни города. Как известно, и у нас в этом
году будут проводиться выборы. Пора и нам очнуться от спячки
и начать лоббирование экологических интересов, выдвигая
активных экологов вместо примелькавшейся партноменклатуры.
Неужели наша земля так обеднела талантами, что невозможно
найти замену Ч.Абдирову? Нет, конечно, все дело - в нашей
пассивности. В этом году будут проходить выборы и у нас,
вот и надо использовать оправдавший себя опыт применительно
к нашим условиям. Главное - не быть равнодушным.
Не заниматься политикой - это тоже политика, причем самая
худшая. Ведь именно с молчаливого согласия равнодушных
совершаются все преступления в мире. Так давайте проявим
активность и сделаем свой выбор!
Доклад на конференции в Международной эколого-
гуманитарной академии, 1999г.
В оформлении страницы использован рисунок Евгения Березикова (трубач)
и коллаж по мотивам графики российской художницы Любови Ямской.