ПРЕОДОЛЕТЬ КАТАСТРОФУ В СОЗНАНИИ.

Преамбула Устава ЮНЕСКО гласит: "Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира". Аналогично, преодолеть экологическую катастрофу возможно лишь, преодолев ее в своем сознании. Если хочешь, чтобы изменился мир вокруг тебя - прежде всего, изменись сам.
Человеческое сознание формируется с детства и это очень длительный процесс. Но если мы будем ждать, когда вырастет новое поколение, мы этой цели никогда не достигнем, так как дети берут пример с родителей, а дурные примеры заразительны. У взрослых же сознание обросло паутиной предрассудков, и нужно ломать сложившиеся стереотипы, "перетрахивать", как говаривал персонаж Хазанова, косное мышление, чтобы освежить его, вытряхнуть накопившиеся пыль и мусор вредных традиций, заставить думать иначе. Труднее всего преодолеть инерцию человеческого мышления, и нужны очень сильнодействующие, порой весьма горькие средства, чтобы побороть леность ума и групповой эгоизм, сформировать экологическое, ноосферное мышление. Люди на удивление равнодушны к плакатам, статьям в прессе, передачам по TV и другим средствам пропаганды такого рода. Большинство из них удается заинтересовать лишь в непосредственной беседе. Нынешняя наука экология - как монотонная песня, она не пробуждает сознания, не волнует, не задевает за живое. Нужно говорить об экологии по- другому, языком образов, языком сердца, а не ума. Потому что, когда ум становится хозяином человека, он превращается в биоробота. Даже ученым очень трудно решать сложные вопросы умозрительно, без средств образного представления. Ведь даже очень простую теорему человек не способен воспринять на слух, нужен зрительный образ, а значит, изображение (рисунок, график и т. п.). Без средств зрительного представления информации интеллектуальные возможности снижаются принципиально, качественно. "Мозговой центр США"- корпорация "Рэнд"- считала одним из своих главных достижений разработку технических средств (досок, карт, проекторов и т. п.) для визуального представления информации политикам. В результате в 70-е годы "даже генералы и сенаторы" стали понимать сложные вещи. Ну а рядовые обыватели, в большинстве своем озабоченные вопросом "как бы выжить", передовиц и научных статей не читают, и вопросами, не входящими в обыденных повседневных представлений не интересуются. Как же достучаться до этого молчаливого большинства?
Две вещи более всего притягивают людей: смех и грех.
Смех - грозное оружие, значение которого в экологическом воспитании пока недооценивается. Между тем, наибольшее влияние на массовое сознание оказывают карикатуры, комиксы, анекдоты, экологические фельетоны, экологические выставки, театрализованные представления (в том числе экосуды) и т. п.
Ну а что касается греха, то известный писатель Т.Каипбергенов сказал, что "Арал - наш грех перед Аллахом". Ну а за грехом неминуемо следует расплата, то есть кара.
В этой связи уместно задаться вопросом: а правильно ли мы ставим ударение в слове Каракалпакия?
Ведь наиболее тяжкая кара за этот общий грех обрушилась именно на этот эпицентр Аральской катастрофы. А вторая часть слова недвусмысленно намекает на то, что этот дружелюбный, бесхитростный народ, как говорится, околпачили, или попросту обманули. Сладку ягоду рвали вместе, насилуя природу под девизом "Больше хлопка - богаче Родина", а горьку ягоду теперь дескать, жрите сами. И вот ведь парадокс: на весь мир с высоких трибун трубят об Аральской катастрофе, а ни одной жертвы этой катастрофы до сих пор официально не признано. А раз нет жертв - нет и катастрофы, а только мелкое дорожное происшествие на Великом Шелковом Пути.
Когда наш земляк Чарджоу Абдиров был председателем Комитета по экологии, велась работа по экологическому районированию и был реальный шанс получения Каракалпакстаном или хотя бы примыкающим к Аралу районам статуса зоны экологического бедствия. Но он умер - и все заглохло. Нет человека - нет проблемы, а остальным наплевать. Пассивность людей вызвана у одних - страхом перед власть имущими, у других - отсутствием правдивой информации об условиях жизни и окружающей среде.
Яркий пример - визит советника посольства США Г-на Соренсона в КК филиал Академии Наук. Он тогда посетовал, что трудно стало получать экологическую информацию, а в ответ последовали заверения чиновников и некоторых ученых, что "у нас нет никакой экологии". Оказывается, вся проблема была в том, что в Туямуюнском водохранилище был 7-ми метровый слой соли ( и кладбище впридачу), эту соль промыло, и теперь у нас и вода хорошая, и почвы плодородные, и вообще, "все хорошо, прекрасная маркиза- дела идут, и жизнь легка". (неясно только, куда смыло трупы с кладбища). И это при том, что здесь почти поголовная анемия, средняя продолжительность жизни 39 лет - почти как в каменном веке. В свете заявления Президента на выставке во Франции, что "Нукус находится в эпицентре Аральской экологической катастрофы "- такие ]демарши местных чиновников попахивают саботажем демократических реформ.
Театр абсурда, или Аральская трагедия. Кстати, слово "трагедия" по древнегречески означает "козлиная песнь". И сколько бы мы не твердили "Мы не козлы, козлы - не мы" - эти заклинания не могут опровергнуть того факта, что "козлами отпущения" стали жители низовьев Амударьи, и еще долго ими будут, пока не будет преодолена катастрофа в общественном сознании.
Кара Мурза в газете "Завтра" дает такое определение катастрофы как хаоса: "Пожар в доме - это не катастрофа, а кризис. Хаос локализован, он - в горящих конструкциях дома, а люди орудуют топором, тащат ведра с водой, выносят вещи. Части целого соизмеримы друг с другом, это- порядок, хотя и чрезвычайный. Мы видим катастрофу, когда в доме пожар, а семья садится за стол справлять именины. Чихают от дыма, моргают слезящимися глазами, но делают вид, что ничего не случилось. В таком доме мы и живем". Впечатление общего негласно уговоренного абсурда, при котором средний человек теряет почву под ногами и замыкается в своей скорлупе, внушает страх. " Скоро все мы отд'охнем"- говорят в народе.
Даже частушка такая появилась:

"Это мелкие печали,
Был похуже беспредел-
Одного вообще распяли,
Он терпел, и нам велел".

Выход, на мой взгляд, подсказывает пособие для некоммерческих организаций "Путь к успеху", в котором рассказывается об истории успеха Череповецкого зкологического клуба. Члены клуба довольно быстро поняли: заниматься экологией, не вмешиваясь в принятие политических и экономических решений - бессмысленно. Поэтому активно участвовали в избирательной кампании. Три члена клуба стали депутатами облсовета, 9- горсовета (все - в комиссиях по экологии). Комитеты стали тщательно проводить экспертизу проектов строительства и реконструкции, многие проекты отклонялись. Средства экофондов распределяли депутаты. Благодаря клубу люди, живущие в городе, стали осознавать, что без их участия ничего не изменится. В клуб стали обращаться массы людей, он стал своего рода центром общественной жизни города. Как известно, и у нас в этом году будут проводиться выборы. Пора и нам очнуться от спячки и начать лоббирование экологических интересов, выдвигая активных экологов вместо примелькавшейся партноменклатуры. Неужели наша земля так обеднела талантами, что невозможно найти замену Ч.Абдирову? Нет, конечно, все дело - в нашей пассивности. В этом году будут проходить выборы и у нас, вот и надо использовать оправдавший себя опыт применительно к нашим условиям. Главное - не быть равнодушным. Не заниматься политикой - это тоже политика, причем самая худшая. Ведь именно с молчаливого согласия равнодушных совершаются все преступления в мире. Так давайте проявим активность и сделаем свой выбор!

Доклад на конференции в Международной эколого- гуманитарной академии, 1999г.

В оформлении страницы использован рисунок Евгения Березикова (трубач)
и коллаж по мотивам графики российской художницы Любови Ямской.

Hosted by uCoz